О писателях, 90х и уютных вечерах. Проект ПроЗа Live.


За последние пару лет, несмотря на пандемию и прочие проблемы, в нашем городе появилось несколько очень интересных творческих проектов. О сообществе Поэты 39 я уже рассказывал на этом сайте. Сегодня же речь пойдет о ПроЗа Live, на вечере которого я побывал в прошлый четверг в баре Дредноут. ПроЗа Live – барный формат, костяк составляют 4 автора: Александр Дубровский, Кирилл Зуб, Екатерина Ткачева и Екатерина Смолева. Перед началом мне удалось взять небольшое интервью у Кирилла и Александра.

— ПроЗа Live – кто вы? Расскажите немного о проекте, о его участниках.

Кирилл

— Наш проект стартовал уже больше года назад. Все началось с январского вечера в прошлом году в пиццерии «Форма». Тогда нас собрал Саша и предложил идею почитать тексты. Тогда все это имело название «Прозаики на елке»

Александр

— У меня идея подобного проекта возникла довольно давно, несколько лет назад. Я в Калининграде живу всю жизнь. В принципе еще со школьных лет участвовал в различных литературных сообществах. Сначала больше в поэтических. Прозу же писал, что называется, бессознательно. В нулевых это было в виде множества заметок в социальных сетях, которые были наблюдениями о жизни. Надо сказать, что и до сих пор основу моей прозы составляют такие заметки, которые я переработал в рассказы. С участниками познакомился совершенно разными путями. Вот с Кириллом познакомились, можно сказать, на работе

Кирилл

— Да, мы вместе снимались в одном социальном ролике, в котором Саша делал мне искусственное дыхание.

Александр

— У нас был общий знакомый. Кирилл его знал по работе, а я по учебе и по литературному клубу.  Катя Ткачева, тоже член нашей команды, ее я знаю с юности, она всегда писала прозу. Четвертый участник нашей команды, Катя Смолева, не так давно переехала в Калининград. Сама же идея возникла еще в 2019 году, когда захотелось собрать прозаико-сценический проект. В котором бы принимали участие авторы, пишущие о 90х годах. Сразу был установлен возрастной ценз, мы все 1977-1979 годов рождения. То есть в то время мы уже не были детьми, но и не взрослыми, вполне сформировавшимися.

— Почему именно 90е?

Александр

— Мы исходили из того, что про те годы до сих пор ничего толкового не сказано. То есть имеется какая-то мифология с определенным набором штампов. Бандиты, челноки и прочие. Мы же пишем про это время в совершенно другом контексте, пропуская все через формирование собственной личности. Я видел, что Кирилл много пишет, в том числе и о том времени. Позвал Катю Ткачеву. Первое выступление в «Форме» было совершено абсурдное, мы были в заячьих ушах

Кирилл

— Такие Диккенсовские мотивы, три призрака Рождества: Рождество прошлое, настоящее и будущее. И тексты подбирались про прошлое, настоящее и будущее. В итоге выступать нам очень понравилось. Лично для меня это послужило лишним стимулом не просто что—то мемуаризировать, а именно писать связанные рассказы. В принципе, я всю жизнь пишу. Но все больше это публицистика, какие-то тексты по пиару, много работал в различных медиа, сейчас представляю одну из городских пресс-служб. Но не хватало творческого выхода. Тем более с возрастом начинают внутри выкристаллизовываться какие-то воспоминания и выходить уже готовыми темами. Тема детства, тема юности, сюжеты, которые я всегда знал, я с ними жил. Потом стали появляться рассказы, связанные не обязательно с моей жизнью. Иногда происходили совершенно забавные вещи, когда после публикации рассказа ко мне в Фейсбук приходили мои одноклассники со словами «Все было совсем не так». Приходилось объяснять что это художественный текст

Александр

— Само название ПроЗа Live предполагает то, что все наши рассказы – истории из жизни. В моем случае это именно так. Я пишу либо о себе, либо о ком-то, но все равно это реальные истории. Катя Ткачева тоже описывает реальные истории. Она, скорее, автор психологический

Кирилл

— Она прямо очень сильно пишет про себя. Такое своеобразное «роуд муви», сильное погружение.

Александр

— У меня скорее наблюдения, поэтому мою прозу часто называют не юмористическим стендапом

— Поговорим о самих вечерах. Как часто проходят ваши вечера? Я правильно понимаю, что у вас еще и формат открытого микрофона?

Александр

— В Дредноуте мы впервые выступили в прошлом апреле. С тех пор сделали пять вечеров. В принципе, стараемся делать мероприятия раз в два месяца, если ничего не мешает. Но вот сейчас с последнего, ноябрьского выступления, уже более четырех месяцев прошло, но на то были объективные причины. Сначала мы собрались как закрытый проект. Но уже после первого же выступления поняли, что нам интересно быть открытой площадкой. Привычного формата открытого микрофона у нас нет, но желающие выступить просто могут списаться с нами заранее. С нами уже так выступали два автора, сегодня тоже будет подобное выступление.

— Знаю, что у вас вышла книга, сборник рассказов.

Кирилл

— Да, у нас вышла книга, это большая Сашина заслуга, потому что он нашел грантовую программу, предложил наши тексты и вышел сборник, где 4 автора и 35 рассказов. К сожалению, в продаже книг нет, это связано с условиями гранта, но сборник есть в калининградских библиотеках

Александр

— Издательская программа существует уже давно, ее организует Правительство Калининградской области через Калининградскую областную научную библиотеку. Мы подали рукопись. Было много претендентов. По итогу отобрали какое-то количество заявок, в том числе и нашу, что очень приятно.

— Что именно для вас ПроЗа Live?

Кирилл

— Сейчас такое время, что можно прийти в издательство, заплатить деньги, тебе напечатают все что ты скажешь и вот ты уже писатель. Нам же хотелось в первую очередь реализации в виде живого интереса обычных людей. Грантовая программа для нас некий элемент признания и отличный стимул не переставать писать.

Александр

— Когда мы читаем со сцены, мы тем самым выводим понятие прозы за рамки библиотек, показываем, что современные писатели — не какие-то книжные черви, а вполне себе нормальные, живые люди, которые готовы делать яркое шоу. На вечере у нас 2 акта и обычно мы в перерыве делаем викторину. Вопросы основываются на том, как хорошо люди запомнили то, что мы читаем. Нам всегда приятно, когда приходят совершенно случайные люди и выигрывают. Это значит, что люди слушают и слышат нас.

Кирилл

— Если говорить о самом мероприятии, то я думаю, что именно сейчас не хватает обычных живых человеческих глаз, которые смотрят друг на друга, какого-то спокойного вечера в комфортной обстановке в компании людей, которые собраны какой-то общей идеей. Мы все в онлайне, в гаджетах. С каждым годом личная встреча все более становится роскошью. Нам интересно посмотреть на живую реакцию людей. Симбиоз текстового и вербального жанров это позволяет сделать моментально.

Александр

— Для нас ключевое слово — Live

Обсуждение закрыто.