5 причин посмотреть спектакль «Прощание с Матёрой»

Сегодня в Калининградском драматическом состоится премьерный показ спектакля «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина. Идти спектакль будет все выходные, билеты на сайте театра еще есть. В антракте (продолжительность спектакля 2 часа 35 минут) я спросил у художественного руководителя Александра Федоренко, почему зрителю стоит идти на «Прощание с Матёрой» и получил краткий, но емкий ответ:

— Это советская классика. Это про память. Это про наши корни.

Давайте теперь поговорим о причинах немного подробнее.

Как вы уже поняли, мне посчастливилось побывать на генеральном прогоне спектакля. И для начала я бы хотел назвать

Причину №1. Это чрезвычайно красивый спектакль. Сценография, пластические композиции, многоголосье русских народных песен, свет. Все это доставляет настоящее эстетическое наслаждение. И этому есть…

Причина №2. Люди, которые трудились на спектаклем. Режисер — Наталья Ковалева, актриса Театра на Таганке, педагог Театрального института имени Бориса Щукина, режиссер-постановщик театра им. Евгения Вахтангова. Свет в спектакле ставил художник ипо свету Большого театра, Елена Древалева, хореограф — профессор Щукинского училища Ирина Филиппова. В пабликах театра уже появились первые рецензии, которые солидарны в том что «Прощание с Матёрой» — спектакль далеко не провинциальный, который можно смело ставить на один уровень с хорошими постановками московских театров.

Причина №3. Да, это классика, советская классика. «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина входит в школьный курс по литературе. Но спектакль — свое прочтение этой повести Натальи Ковалевой. На вопрос о том, насколько далеко данное прочтение от оригинального текста, сама Наталья Леонидовна ответила так:

Об этом судить нашему зрителю. Я успела встретиться с Валентином Григорьевичем и согласовать свою сценическую версию. А вообще, когда пишу инсценировку, стремлюсь понять автора, держу его за руку и долго-долго иду за ним. Потом наступает момент, когда я упираюсь в стену — автор как будто говорит: «Ну я тебе все рассказал, теперь сама…». Потому что у прозы и драматургии разные законы. Надо перевести историю с одного языка на другой. И тогда возникают песни, музыка, пластические сцены, какие-то переходы…

История рассказывается удивительным распутинским языком. Мне это важно, я поправляю актрис, когда они меняют, например, такую фразу: «Свою нельзя ли че ли построить?» Этот язык такой сочный, такой вкусный, им говорить, как воду пить… Слово сохранить важно.

Причина №4. Диалог между поколениями, который в нашем регионе начал Драмтеатр своим спектаклем «Гипс». В мае этого года его подхватил уже языком кино фестиваль «Край Света. Запад». И вот сейчас все возвращается снова в театр, уже в виде спектакля «Прощание с Матёрой». Диалог очень важный и очень трудный. О том, какие мы разные и как важно нам понять друг друга. В спектакле очень хорошо показана разница в миропонимании двух поколений. В одном из эпизодов спектакля сын недоумевает, что держит мать в деревне, Матёра уже отжила свое, разве плохо быть приобщенным к чему-то большему, вон ГЭС строят! И мать, которая просит не оставлять здесь могилы, помочь перезахоронить в другом месте…

Причина №5. «У кого нет памяти, у того нет жизни». По-моему мнению именно эта фраза проходит красной нитью через весь спектакль. «Прощание с Матёрой» не просто рассказывает нам о том, как трудно старикам покинуть деревню, в которой они прожили всю жизнь. Многие из них дальше своей деревни не выезжали. В форме притчи герои спектакля говорят с нами о том, как важно для человека чувствовать свои корни, сохранить память о своих предках, понимать кто и откуда ты родом. Это такие понятия, которые нельзя пощупать руками, но которые составляют основу человека. Мне вспоминается одна из сцен спектакля, когда одна из деревенских женщин, прекрасно понимает что скоро ее избы не станет, белит стены «Как же я брошу, не беленую?». Или фраза «Я очень боюсь, что мне скажут потом жечь избы. Я же в памяти у всех останусь как человек, который сжег Матёру». Как человек, который уничтожил свои корни.

По словам Натальи Ковалевой, каждый зритель увидит в спектакле что-то свое. Но я очень надеюсь на то, что «Прощание с Матёрой» даст вам ключ к лучшему понимаю самих себя. А после спектакля вы придете домой, сядете вместе со своими детьми, раскроете старый семейный альбом, еще раз вспомните своих дедушек и бабушек и, возможно, посмотрите на их жизнь уже немного другими глазами.