Небанальный репортаж: «Groza» в Драмтеатре. Стоит ли идти?


Я пишу этот «Небанальный…» в полдень субботы 29 мая, и буквально через несколько часов в калининградской драме произойдет самая ожидаемая премьера этого сезона — «Groza» по Островскому. Вчера я был на пресс-показе этого спектакля и хочу поделиться с вами своим мнением.

Во-первых, хочу ответить сразу на вопрос, поставленный в названии материала. Идти на спектакль однозначно стоит. Да, через два года мы будем отмечать столетие великого русского писателя и к этой дате Островского ставят многие театры. Но в данном случае «Groza» — очень оригинальное прочтение классики. Режиссер Евгений Маленчев перенес действие пьесы в наши дни. Но это можно понять только по визуальной части спектакля — резиновые лодки, телевизор, электрические лампы, вентиляторы…. Уже минут через 15 ты особо не акцентируешь на этом внимание. Тебе совсем не важно в каком временном отрезке происходит действие. И тут следует поговорить о следующем аспекте этой постановки.

Актуальность. Именно пьеса Александра Островского «Groza» в наши дни очень актуальна. Конечно, современная молодежь, которая школьную программу по литературе читает довольно бегло, на вопрос о чем же эта пьеса, может ответить довольно примитивно «Катерина попала в семейку с деспотичной свекровью Кабанихой. Когда Катерина изменила своему мужу, который был маменькин сынок, она зачем-то призналась в этом. Свекровь ее запилила и Катерина утопилась». The end. Но…

Как и в момент написания пьесы, так и в наше время, понимаешь, что пьеса не про измену. А про жесткий конфликт поколений. Про нас, кто сейчас в возрасте 40+, кто-то из нас еще успел побывать пионером, а кто-то даже и комсомольцем. И про тех, кто уже родился и рос в совершенно новой стране, даже больше про поколение рожденных в нулевых, кто не застал разруху 90х, для кого iphone и супермаркеты были всегда.

«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много…» Откройте пьесу, прочитайте этот монолог полностью. Разве это не про наших с вами детей, про тех, кому сейчас 18-20? Разве не так мы их растили?

«Отчего люди не летают!». Они другие, они не такие как мы, они намного свободней нас. И мы друг друга не понимаем. Они не могут до нас достучаться, потому что они другие. «Чего вам не хватает? У вас же все есть» постоянно говорим мы этому поколению. «Удивительно глупые, а жить по своему хотят». Разве это не мы говорим?

А вспомните те моменты в пьесе, и на них очень хорошо поставлены акценты в спектакле, когда идет разговор о других странах. И язык у них странный, и мысли, но… Живут же люди!

И уже намного позже «Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены.» Эти слова написаны в 1859 году, почти 2 века назад. Но разве они не про наше время?

Я уже слышал мнение о спектакле, что это чистой воды авангард. Может быть. Но получилась ли современная адаптация классического произведения? Да, однозначно ДА! И именно в антураже современности эта пьеса не смотрится как скучная классика из програмного курса. И смотреть ее надо и как уважаемым театралам, так и молодежи. Лично про себя скажу что я еще раз с удовольствием схожу на этот спектакль уже чисто как зритель, отключившись от всего другого.

В конце скажу, может быть, крамольную мысль по современным меркам. Но… Я не ожидал от нашей калининградской драмы такой смелости. Поставить именно эту пьесу и именно так, именно с такими акцентами. Если бы именно в таком виде спектакль выше в Москве или в Питере, то наверняка его бы посчитали неким манифестом современному протестному движению. Уж очень четко в сочетании текста, визуала и безупречной игры актеров расставлены некоторые акценты.

Этот спектакль хочется пересматривать. Атмосферно. Смело. Браво, калининградский драматический!