«Бабушкин альбом» или кто они, первые переселенцы.


Когда мы говорим про первые годы советской истории нашего региона, то, конечно же, в первую очередь речь идет о советском солдате. Но война закончилась и город надо было чуть ли не буквально выстраивать заново. Инженера, строители, архитекторы, послевоенные специалисты множества профессий ехали сюда со всех концов нашей необъятной страны, тогда еще Советского Союза, чтобы мы с вами жили сейчас в Калининграде. Многие фамилии известны и навечно вписаны в историю региона.

Но кто те простые люди, которые в самом начале разбирали завалы, кормили, работали первыми почтальонами, водителями? Кто те люди, которые не занимали высокие должности, но без чьего труда восстановление Калининграда было просто невозможно? Зачастую их имена и фамилии неизвестны современным жителям. Именно о них рассказывает экспозиция в частном музее «Бабушкин альбом», который расположен в небольшом помещении в доме 1а по улице Младшего лейтенанта Ротко

Об этом музее я узнал совершенно случайно, из поста одной моей хорошей знакомой. И вот в воскресный полдень я уже общаюсь с очень позитивной хозяйкой музея Юлией

— Юля, насколько я знаю, вы далеко не первые на этот поприще. Чем ваш музей отличается, к примеру, от «Дома Китобоя», который тоже рассказывает о первых переселенцах?

— Да, экспозиция «Дома Китобоя» тоже про историю, про быт. Но там про, скорее, уже 60е года и позднее. «Бабушкин альбом» рассказывает про самых первых переселенцев, которые начали восстанавливать город сразу после войны, в самые первые годы.

— Если брать именно Калининград, то он не намного младше моего родного города, Магадана. Но если в Магадан ссылали, то кто восстанавливал Калининград?

— Про ссылных первостроителей сведений в архивах нет. Во-первых, первыми жителями региона, конечно же, были военные. Многим просто некуда было возвращаться. Семья, родные, близкие погибли. Дом сгорел. Здесь же с самых первых дней было понятно, что Калининградская область — западная граница. Конечно же ехали с городов. Множество специалистов разных профилей. Но много приезжало и с деревень, разрушенных колхозов, простых людей, которые не имели образования

С колхозов?

— Да, именно. В первые послевоенные годы существовала специальная программа переселения с сел и деревень. Причем с переездом полностью помогали и людям выдавался не только обычный послевоенный продуктовый паек, но и дополнительное обеспечение. При этом большинство переезжало с одним маленьким чемоданчиком, просто у людей больше ничего не было. Первые послевоенные годы были очень голодные и очень бедные. Зачастую вместо денег был простой кусок мыла, который можно было обменять на тот же кусок хлеба или отрез ткани для рубахи. Конечно же, многие брали с собой при переезде и какие-то привычные предметы быта. Те же прялки. В архивных записях зафиксировано, что один мужчина из какой-то деревни приехал просто со старой стиральной доской, которая у него была привязана веревкой к спине.

Я вижу, у вас тут много предметов исконно русского быта

— Да, мы стараемся вести активную исследовательскую работу. Что-то нам передают сами потомки первых переселенцев. А, к примеру, семейный фотоальбом я просто случайно нашла на мусорке. При этом альбом реально проживающей здесь семьи. И мне очень ценно сохранить память о людях, которые сюда приехали. Здесь видно, что это не что-то под стеклом. Все экспонаты можно потрогать.Тут же при музее и небольшой центр этнографии, какие-то костюмы шьются по старым фотографиям, что-то восстанавливается.

Я очень жалею что и у меня, и у Юлии время было очень ограничено (через пару часов должно было состояться выездное мероприятие музея). Юля — фанат истории нашего региона.

— Ты никогда не замечал, что, к примеру, у нас в области несколько населенных пунктов с именем Рябиновка и, если не ошибаюсь, целых 7 Малиновок? А разгадка проста. Если имена улицам в советское время обычно давали по именам советских вождей, то вот для наименования поселков таких «правил» не было. И люди называли поселения так, как назывались села и деревни, откуда они приехали. При этом земляков селили вместе. Был случай, когда переселенцы с брянщины устроили забастовку, потому что их решили поселить не там, где уже жили их земляки.

Юля, расскажи о самом музее. Вы же недавно открылись? И как я понимаю, это совершенно частная история?

— Да, верно. Открылся музей в июне прошлого года. У нас есть свое небольшое сообщество. Шьем костюмы, устраиваем у себя праздники. На прошлый День Победы выши попеть песни на 1200, так нас отпускать не хотели. А на что живем? Да на энтузиазме. Мне и тем кто меня окружает, просто все это интересно и в кайф. Это хорошо что у меня есть еще основная работа, где я получаю зарплату, с которой и плачу аренду за это помещение. 39 тысяч в месяц. Гранты? Не умеем мы их писать, поэтому в эту историю даже не влезаем. Продаем билеты. Пытаемся работать с детьми. Ну как-то так.

Очень советую посетить музей «Бабушкин альбом». В музее много мероприятий, в том числе и выездных, поэтому посещение лучше согласовать заранее. А вот инстаграм музея, где указан актуальный график работы со свободными окнами.

Обсуждение закрыто.